?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Православный коммунизм. Часть первая.
cognitario

Хилиазм или Тысячелетнее царство Господа на Земле

0e13fa033db2ad604622909b839e427b

Эта статья - итог моих бесчисленных попыток донести свидетельства первых апологетов христианской церкви их учения о хилиазме или, как я его называнию, православном коммунизме. По мере погружения вам, я думаю, станет очевидно, что речь именно о коммунизме и именно православном. На сколько же различны представления о светлом будущем в коммунизме религиозном и коммунизме светском судить оставлю вам. Моя же задача внести ясность в некоторое представление о том, что же есть Хилиазм, к чему и приступаю немедленно.

В моих постоянных диспутах с православными богословами о коммунизме я всегда наталкивался на резкое неприятие учения о тысячелетнем царстве Христа на Земле. Ученые богословы мне всегда возражали, говоря, что учение это еретическое и в качестве аргумента приводили текст, который я поместил ниже. Это выдержки из книги Митрополита Макария (Булгакова) «Православно-догматическое богословие» (СПб., 1868, изд. 3, том 2). Это сочинение было принято Священным Синодом в качестве учебника для духовных академий и потому так обширно цитируется. Давайте подробно рассмотрим, что же в ней пишет митр. Макарий:

«После всего сказанного нами о всеобщем суде с его обстоятельствами, предварительными и сопутствующими, само собою определяется, как должно смотреть на учение о хилиазме (ciliax - тысячелетие), или о тысячелетнем царстве Христовом. Сущность этого учения заключается в следующем. Задолго до кончины мира Христос опять придет на землю поразить антихриста, воскресить одних праведников, устроить новое царство на земле, в котором праведники в награду за свои подвиги и страдания будут царствовать вместе с Ним в продолжение тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни; затем уже последует второе всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние. Впрочем, учение хилиастов известно было в двух видах. Одни говорили, что Христос, когда устроит на земле тысячелетнее царство Свое, восстановит Иерусалим во всей красе, снова введет исполнение обрядового закона Моисеева со всеми жертвами и что счастие праведникам будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Так начал учить в первом веке еретик Керинф, проникнутый ложными верованиями иудейскими и гностическими, а за ним продолжали другие иудействовавшие еретики: евиониты, монтанисты и в четвертом веке еретик Аполлинарий со своими последователями. Другие, напротив, утверждали, что блаженство праведников во время тысячелетнего царства Христова будет состоять только в удовольствиях невинных, чистых, духовных, и вовсе не проповедывали ни о возобновлении тогда Иерусалима, ни о восстановлении обрядового закона Моисеева. В таком виде мнение о тысячелетии в первый раз было высказано Папием, жившим еще в век апостольский, затем встречается у Иустина Мученика, Иринея, Ипполита, Мефодия и Лактанция. В позднейшие времена возобновлено с некоторыми особенностями анабаптистами, последователями Сведенборга и другими мистиками и иллюминатами».

Первое что бросается в глаза так это то, что ученый богослов митр. Макарий ставит на одну доску учения еретиков Керинфа и Аполлинария с одной стороны и с другой стороны святых мучеников и апологетов первых веков христианства, среди которых: Папий Иеропольский, Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит Римский и Мефодий Патарский. Трудно объяснить, чем вызвано такое смешение различных по существу учений, но далее приведу цитаты учителей Церкви, раскрывающие суть их учения с подробными ссылками на их биографии, чтоб было понятно, что ни какими еретиками они не были а учили согласно Священному Писанию.

«Если учения о хилиазме ... держались и некоторые из древних учителей Церкви - Иустин, Ириней, Мефодий, то держались единственно как частного мнения, а не как догмата, по свидетельству самого же Иустина, который замечает, что так он думает вместе с некоторыми, а многие христиане чистой и православной веры не разделяют его верования. Другие учители Церкви в то же время прямо восставали против учения о хилиазме, каковы: Каий, пресвитер римский; св. Дионисий Александрийский; Ориген; Евсевий Кесарийский; Тихон Африканский; Василий Великий; св. Григорий Богослов; св. Епифаний; бл. Иероним; Филастрий и бл. Августин, называя чаяния хилиастов пустыми выдумками, баснями смешными, нелепыми, совершенно противными Св. Писанию».

Далее митр. Макарий утверждает еще более странную вещь, что якобы учение святых Иустина, Иринея, Мефодия и т.д. есть их частное и потому ошибочное мнение, и что якобы против их учения восставали другие святые Отцы и приводит одиннадцать имен, среди которых, например, Ориген, отлученный от Церкви как еретик. Из этого списка внимания заслуживают лишь трое: Василий Великий, св. Григорий Богослов и св. Епифаний. При детальном изучении их трудов я лишь нашел осуждение еретического учения Аполлинария, но ни слова против Иустина, Иринея, Мефодия и др.  

«Если и можно было держаться учения о хилиазме как частного мнения, то лишь до тех пор, пока не выразила об этом своего голоса Церковь Вселенская. Но когда Второй Вселенский Собор (в 381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение о тысячелетии Христовом, и для того внес в самый Символ Веры слова о Христе: «Его же царствию не будет конца» - держаться этого учения, даже в качестве частного мнения совершенно непозволительно православному христианину».

Последнее утверждение вносит еще больше путаницы. Второй Вселенский Собор осудил учение Аполлинария, но при чем здесь Хилиазм Св. Отцов и Символ Веры, который ни сколько не противоречит их учению? Распутать этот клубок противоречий невозможно, если не обратится к Св. Писанию и Св. Преданию чтобы понять, что же есть Хилиазм т.е. учение о тысячелетнем царстве Господа на Земле.

Впервые о Тысячелетнем царстве Христа и первом воскресении праведников сказал ап. Иоанн Богослов.

1

Таким образом мы фиксируем что это никакая не выдумка Св. Отцов, а самое что ни наесть учение вполне согласное тому о чем говорил сам ап. Иоанн Богослов. Это же подтверждает в своем послании и ап. Варнава.

2

Тут Апостол явно говорит о том, что мир просуществует шесть тысяч лет, а поскольку для Бога тысяча лет как один день (2 Пет. 3, 8), то говорится о шести днях. Подобно тому, как Бог создал мир за шесть дней и на седьмой успокоился, так же и Христос, придя на Землю, совершив суд над нечестивыми, успокоится в седьмой день, а поскольку день как я уже говорил, у Бога равен тысяче лет, то говорится здесь о днях царствия Христа на Земле. О первом воскресении праведников и царстве Христа на Земле говорили и ученики ап. Иоанна. Одним из учеников Апостола был Папий Иеропольский, который следующим образом описывал первое воскресение, т.е. воскресение праведников.

3

И здесь совершенно отчетливо говорит Папий о земном, пренебесном месте, а не о небесном, и о плотском воскресении праведников, а не всеобщем воскресении на Страшный Суд. И вот уже дополняет его Ириней Лионский своими рассуждениями.  

4

Таким образом, сначала, говорит Ириней, праведники должны воскреснуть, а потом уже все остальные в день Страшного Суда. Об этом же очень точно говорит и Иустин Филосов.

5

Я думаю что после всех приведенных цитат, сомнений не остается в том, что учение о тысячелетнем царстве Христа на Земле ни какое не еретическое, а самое что ни наесть согласное Св. Писанию и восходит к Откровению ап. Иоанна Богослова. Последние две цитаты из творений Мефодия Патарского и Ипполита Римского я приведу лишь для того, чтоб можно было увидеть то бесчисленное количество ссылок на места из Св. Писания которые они приводят в качестве обоснование своего учения.

6

7



Подробно погружаясь в исследование этого вопроса, глупо начинают звучать утверждения современных богословов, которые хулят коммунизм, говоря, что Царствию Божьему на земле не бывать. И вместо истинного знания дают людям примитивные формы толкования о днях последних на Земле. И вы справедливо спросите: а ведь действительно, как же пророчества о конце мира? Ведь ясно сказано у ап.Петра: «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10). Для того чтобы понять что здесь имеет ввиду Апостол необходимо обратится к подлиннику Св. Писания на древнегреческом языке. И вот что пишет по этому поводу священник Борис Кирьянов в своей книге «Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на Земле»

Священник Б. Н. Кирьянов



Но поскольку для многих православных священник Борис Кирьянов совсем не авторитет, то для полноты понимания я приведу цитату из книги Мефодия Патарского «О Воскресении» (гл. 27-28) который так отвечал на этот вопрос:

«Но непригодно и то, если сказать, что вселенная погибнет до основания, и не будет ни земли, ни воздуха, ни неба. Хотя для очищения и обновления весь мир, объятый нисшедшим огнем, загорится, однако же он не придет в совершенную погибель и разрушение. Ибо, если миру лучше не быть, нежели быть, то почему Бог, сотворивший мир, избрал худшее? Но Бог ничего напрасно не творил. Посему Бог устроил, чтобы тварь существовала и продолжала бытие, как утверждает это и Премудрость: ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда (Прем.1:14). И Павел ясно свидетельствует, говоря: ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:19-21). Тварь покорилась (говорить он) суете, но он ожидает, что тварь освободится от такого рабства, желая так называть настоящий мир. - Ибо работает тлению не невидимое, но это видимое. Посему тварь продолжает бытие, когда обновляется в лучший и благолепнейший вид, веселясь и радуясь о воскресении с чадами Божиими, за которых тварь совокупно стенает и мучится до ныне, ожидая и сама избавления нашего от тления тела, дабы, когда мы восстанем и стряхнем с себя мертвенность плоти, как написано: отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим (Ис.52:2), и когда избавимся от греха, избавиться и ей от тления и работать уже не суете, а правде. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится до ныне; и не только она, но и мы сами имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим.8:22-23). И Исаия говорит: ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше (Ис.66:22). И еще: ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он Бог, образовавший землю и создавший ее; он утвердил ее; не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства (45:18). Поистине не тщетно и напрасно, не для погибели, создал Бог вселенную, как думают суемудрые, но для того, чтобы она существовала, была обитаема и продолжала бытие. Посему и земля и небо необходимо опять будут существовать после сожжения и воспламенения всего. Почему же это необходимо, слово о том было бы длиннее сказанного. Ибо вселенная, разрушившись, преобразится не в бесформенное вещество и не в такое состояние, в каком была прежде устроения, и не подвергнется совершенному уничтожению и тлению.»

«Но если вселенная не уничтожится, скажут противники, то почему же Господь сказал, что небо и земля прейдут (Мф.24:35); и пророк: ибо небеса исчезнут как дым, и земля обветшает, как одежда? (Ис.51:6) Это потому, скажем мы, что в Писаниях обыкновенно перемена мира из настоящего состояния в лучшее и славнейшее называется уничтожением, так как прежняя форма с изменением всего в лучший вид пропадает; в Божественных словах нет никакого противоречия и несообразности. Ибо проходит образ мира сего (Кор.7:31), а не мир, сказано в Писании. Таким образом в Писаниях обыкновенно называется уничтожением обращение прежней формы в лучший и благообразнейший вид, подобно тому, как если бы кто назвал уничтожением изменение младенческого вида в вид мужа совершенного, когда возраст младенца изменяется в величине и красоте. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое (1Кор.13:11). Посему надобно ожидать, что тварь будет страдать, как бы обреченная на смерть во время горения, но для того, чтобы быть воссозданной, а не погибнуть, дабы мы обновленные жили в обновленном мире, не испытывая печали, по словам сто третьего псалма: пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лице земли (ст.30), так как Бог даст благосостояние окружающему (нас). А если земля будет существовать и после настоящего века, то по всей необходимости будут и обитатели, которые не будут умирать, ни жениться, ни родиться, но, подобно Ангелам, неизменно в нетлении будут наслаждаться блаженством. Посему безрассудно говорить, какую жизнь в то время будут проводить тела, когда не будет ни воздуха, ни земли и ничего другого.»

Вот так рушатся примитивные формы толкований о конце света к стыду нынешних фарисействующих начетчиков от православия. Только восстановив истинное учение о Тысячелетнем царстве Христовом на Земле можно преодолеть апокалиптичность сознания как явление, свойственное современным православным, ставшее результатом ложной «пораженческой эсхатологии» как правильно ее охарактеризовал Игумен Варсонофий (Хайбулин) в свой статье «О хилиазме святых отцов».  

К сожалению, Хилиазм это не единственная тема, в которую необходимо внести ясность. Много еще предстоит расчищать от мусора великолепное здание православного коммунизма. И в процессе нашего исследования мы коснемся немало спорных тем. Но об этом уже в следующих статьях. А сегодняшнюю тему на этом закрываю.



promo cognitario december 24, 2012 10:59 61
Buy for 50 tokens
В предыдущей статье мы подробно разобрали экономическую политику Российской Империи на рубеже 19-20 вв. вплоть до октябрьских событий 17 года. Эта статья продолжение, в которой мы также подробно разберем экономическую политику СССР с 1917 по 1941 годы. В прошлый раз мы уже отмечали, что…

  • 1
Я уже не против и ультра-радикальной постановки. :) Марширующих по Красной Площади колонн в сером,выбрасывающих руку с криком: "Heil Absolute Geist!". :)))

  • 1